Жизнь после подделок

Одна из первых (если не самая первая) ассоциаций, которая возникает у многих (а может быть, даже у большинства) при слове “Китай” – низкое качество и подделки знаменитых марок. Таки да: и низкое качество, и подделки – все это имело место быть в грандиозном масштабе раньше, и все еще есть сегодня. Но за пару десятилетий и качество китайских товаров заметно улучшилось, и многие подделки превратились в … инновации. Иногда – неожиданные, зачастую – весьма специфические, но все чаще достойные внимания. Есть ли жизнь после подделок? Попробуем выяснить.

“Шаньчжай” в переводе означает “крепость в горах”, но не просто крепость, а обычно ту, в которой контрабандисты прятали свой товар от посторонних глаз и в случае необходимости защищали его с оружием в руках. Слово остается широко употребимым и сегодня, только значение его поменялось как минимум дважды: совсем недавно оно означало поддельные товары (которые как те контрабандисты должны были скрывать свое истинное лицо), а теперь обрело еще одно звучание и означает (достаточно неожиданно) микроинновации.

Еще недавно было достаточно хорошо что-то подделать, но теперь этого уже мало: конкуренция высока, и для успеха на рынке нужно выдавать креатив, а не просто хорошую копию. Эволюцию эту легко проследить на примере мобильных телефонов.

Телефон с встроенной электробритвой? Пожалуйста! Две сим-карты? Элементарно! Мобильник в виде пачки любимых сигарет (и, между прочим, вмещающий семь настоящих)? Да не вопрос! Кому-то эти “новшества” кажутся смешными и странными, но у китайцев они пользуются спросом: уже мало просто звонить и удивлять дизайном и чисто телефонными функциями, нужно потрясать опциями, с телефоном не связанными.

В телефоне компании Big Thunder встроено восемь колонок (очень мини, конечно, но все же), телефон Big Cannon Paparazzo многие сравнивают с Франкештейном: у его встроенной камеры с 1.3 мегапикселями имеется телескопический объектив 6х, трехдюймовый сенсорный экран, две СИМ-карты, дополнительный слот для MicroSD, Bluetooth, плэер MP3 и как венец всему – идентификатор подлинности денежных купюр (фальшивые деньги в Китае – большая проблема). Напоминающие буддистский храм модели телефонов “Золотой Будда” и “Карма” продаются с сертификатами, удостоверяющими благословение буддистских монахов.

Китайцы любят эти причудливые создания своего гения за возможность быть другими, непохожими на остальной мир. Это такая практичная креативность – многие устали от того, что все пользуются одним и тем же, и отличиться от других можно разве что чехлом для своего iPhone. А тут столько потрясающего разнообразия!

Многие вообще полагают компании, занимающиеся подделками, кем-то вроде современных Робин Гудов – они дают возможность широким народным массам пользоваться всеми самыми современными технологиями, но за несопоставимо меньшие деньги, чем стоят оригиналы. Приятно надуть мировую закулису. Другое оправдание производителей “с большой дороги”: подделка – оригинальный (в этом ей не откажешь) способ борьбы с запретом на трансфер Китаю высоких технологий (который, например, до сих пор существует в США).

К тому же подделки зачастую оказываются весьма приличного качества. Китаец (впрочем, тут я с ними заодно) не понимает, зачем платить за сандалии от Crocs 400 юаней (почти 63 доллара США), когда можно на рынке получить почти то же самое за десять (юаней, не долларов)? И носится, между прочим, так же – технология изготовления ведь проста до неприличия. В административном центре провинции Юньнань процветает мебельный магазин 11Furniture, который очень легко спутать со знаменитым шведским гигантом IKEA: те же желтые и синие фирменные цвета, та же схема расположения товаров, очень похожая мебель. Самое заметное различие – в местном ресторане подают блюда только китайской кухни (а даже в Пекине процветает кухня шведская – сама проверяла). Есть, конечно, и другие, не столь заметные невооруженным глазом, но куда более существенные: в отличие от шведской мебели, которую покупатели должны собирать сами и которая сделана в основном из плит, мебель в китайском магазине – деревянная, и мастера соберут ее у покупателя на дому бесплатно (нужно ли поминать, что и доставка – бесплатно?). Китайцы довольны, а на намеки на подделку отвечают просто: так ведь не открыла IKEA магазин в Куньмине! Так что пусть пеняет на себя. Между прочим, после подобного скандала с поддельным магазином Apple, американская компания стала охотнее давать права авторизованным дилерам по всему Китаю. Так что когда народ чего-то хочет, всегда найдется предприимчивый некто, который поможет народу осуществить мечту.

По пути подделок прошли в свое время Япония и Южная Корея. Когда-то их остро критиковали за то, за что сегодня все (в том числе Япония и Южная Корея) критикуют Китай: за нарушение авторских прав и тотальное копирование передовых достижений Запада. И что в результате? Сегодня японская Sony и южнокрейский Samsung во многих сферах – признанные законодатели мод и – а как же! – борцы с подделками. Кстати, Samsung  выпускает автомобили, вы не знали? Я тоже, пока не увидела их в большом количестве на улицах Сеула, но экспорт не входит в планы производителей – может быть, боятся быть обвиненными в копировании чужого (и, конечно, запатентованного) дизайна? В Китае, увы, даже спустя 33 года после начала политики реформ такие компании-тяжеловесы так и не появились. Зато есть множество производителей среднего и меньшего масштаба, которые, взяв за основу оригинальную идею, развили ее и в определенном смысле превратили в собственную.

Один из последних примеров такого технологического сначала копирования, а потом и почти оригинального дизайна – компания “Тенсент” (Tencent). Эта самая крупная китайская интернет-компания (по объему продаж) год назад запустила приложение голосовых сообщений через интернет “Вэйсинь” (Weixin). Его купили уже более 100 млн. собственно китайских пользователей, и компания начала активно продавать его по всему миру под брендом WeChat (“Мы болтаем”). Вы можете сказать, что “Тенсент” не изобрел идею голосовой связи в интернете. Совершенно справедливо. Но в наше время “никто ничего не изобретает”, - говорит, например, французский предприниматель и инвестор в сфере технологий  Франк Назикян, и добавляет: “Природа этой индустрии – копировать друг друга, будь то в Китае или в Соединенных Штатах”. Разве Facebook Майкла Цукерберга был первой социальной сетью? Конечно, нет. Или разве Google был первым поисковиком? Ответ тоже отрицательный. Или возьмите к примеру “Скайп” – разве они изобрели разговоры по интернету? Они просто улучшили качество этой услуги, и, что немаловажно, у них была куда более агрессивная, чем у конкурентов, маркетинговая стратегия. В результате сегодня практически весь мир (включая автора этих строк) общается через “Скайп”. “Сегодня никто не создает из ничего, - говорит Франк Назикян, - Все только тем и занимаются, что улучшают чьи-то инновации”.

Китайцы в этом деле, конечно, не впереди планеты всей, но – подтягиваются. В этом смысле “шаньчжай” – часть инновационного цикла, чаще всего – неизбежная его часть. То, что мы сегодня видим в Китае вообще и в городе Шэньчжэне в частности – это подъем предпринимателей-хакеров, которые идут по пути, проторенному не только Японией и Кореей, но и американской Силиконовой (хотя правильнее все же Кремниевой) долины. Значительная часть мировых гаджетов (включая самые знаменитые) производится в окрестностях Шэньчжэня – соблазн поработать в ночную смену, и уже не “на того парня”, а на себя, оказался слишком велик, чтобы ему сопротивляться. Путь от копирования к микроинновациям здесь прошли очень быстро, и теперь не стесняются продавать свою продукцию, только “чуть-чуть” отличающуюся от мировых брендов под собственным именем. На рынке вас чаще всего спросят, какой iPhone вам нужен – настоящий или “китайский”. “Китайский” – существенно дешевле, но настоящий служит больше. Выбор – за вами. Вот такая своеобразная честность.

В Китае тем временем говорят уже о “духе шаньчжай”. Говорят, что это дух восстания, борьбы с авторитетами, а еще – гордость от того, что китайцы способны создать что угодно. А вы говорите – подделки… Жизнь с них только начинается.

08/2012

Опубликовано в газете «СБ – Беларусь сегодня» (www.sb.by)



Комментариев (0)

    Оставить комментарий

    Вы комментируете как Гость.