Елена
Здравствуйте, Инесса! Простите, не помню Вашего отчества... Спасибо Вам...
Наблюдать за президентскими выборами в Чехии особенно занятно потому, что полномочий у президента в этой стране не много, и вовсе не он определяет основные направления внутренней и внешней политики. В большинстве парламентских республик (соседняя Германия – типичный пример) президента выбирает парламент, а не народ на всеобщих выборах. Да и в Чехии такие – прямые и всеобщие – выборы проходят только второй раз. И второй раз на них побеждает Милош Земан.
На дебатах с другим кандидатом – бывшим президентом Академии наук Иржи Драгошем, Земан обратился к чехам: «Приходите голосовать!». Они его услышали и пришли: явка в 66.6% для Европы – отличный показатель. Для Земана явка была ключевым условием победы: против него объединились практически все участники первого тура. «Милошу Земану вам больше нечего предложить, но его советники еще многое могут от этой страны взять», - говорил в дебатах Иржи Драгош. На Земана нападали со всех сторон, объявляя его пророссийским кандидатом: он действительно общается с Владимиром Путиным без переводчика, предлагает европейскому сообществу признать тот факт, что Крым – часть России (при условии, что Россия найдет способ как-то компенсировать Украине эту потерю), один из его ближайших советников работал в системе «Лукойла» (это в том числе и на него намекал кандидат в президенты Драгош), Земан был единственным европейским лидером, который приехал в Москву на празднование 70-летия Победы. На Земана нападают, обвиняя его в симпатиях к Китаю. Туда президент Земан тоже ездил и возил внушительную делегацию чешских бизнесменов. Сторонники Иржи Драгоша говорят, что дела с Китаем вести нельзя, потому что там у власти коммунисты и в стране не хватает свободы. Обвинения эти выглядят как минимум странными хотя бы потому, что и сам Земан был (пусть непродолжительное время, но был) коммунистом, а в стране активно действует Коммунистическая партия Чехии и Моравии, получившая на октябрьских парламентских выборах почти 8% голосов избирателей. В то же время нехватка (не будем говорить «отсутствие», скажем – нехватка) свобод в Китае не мешает США и ЕС с этой страной, с одной стороны, активно торговать, с другой – активно ее критиковать за нехватку этих самых свобод. Земан говорит, что хочет, чтобы Чехия торговала со всем миром, а потому возит бизнесменов в том числе в Россию и Китай. Драгош заявлял, что переключит внимание бизнесменов на Южную Америку. Земан выступает за то, чтобы санкции с России снять, Драгош – за то, чтобы оставить.
При всех очевидных различиях между кандидатом Земаном и кандидатом Драгошем были и очевидные сходства: и тот, и другой – за членство в ЕС, и тот, и другой – против миграционных квот. Хотя на антимиграционную риторику напирал больше Милош Земан, строго смотревший с предвыборных плакатов: «Нет мигрантам и Драгошу! Эта земля наша!». За Земана голосовали сторонники анти-исламской и антимиграционной партии «За свободу и прямую демократию», которую возглавляет наполовину чех, наполовину японец (вот такая тонкая политическая ирония) Томио Окамура. На последних парламентских выборах партия Окамуры опередила коммунистов, получив почти 11% голосов. Земан хорошо умеет улавливать настроения электората. О Драгоше такого не скажешь. Возможно, потому, что у бывшего президента Академии наук просто нет политического опыта. Политикой он никогда не занимался, и Земан в дебатах не уставал об этом повторять.
С учетом того, что президент в Чехии – фигура далеко не решающая, многие наблюдатели предлагали рассматривать это голосование как референдум по внешней политике. Во время дебатов это, кстати, тоже вызвало дискуссию. Милош Земан полагает, что такой способ общения с народом как референдум нужно использовать чаще. Иржи Драгош полагает, что референдумы хороши на местном уровне, а вот по-настоящему серьезные вопросы, особенно касающиеся внешней политики, на него выносить не стоит. И в качестве аргумента приводит Брексит. Земан спрашивает: «Пан профессор, почему вы не доверяете народу?». Возможно, этот вопрос, оставшийся фактически без ответа, стоил Драгошу президентства.
Милош Земан победил с минимальным преимуществом: у него 51.37% голосов, у его соперника 48.63%. За Земана проголосовали 2 853 390 избирателей, за Драгоша на 152 184 меньше. У победившего кандидата одна радость: он получил на 100 тысяч голосов больше, чем на прошлых выборах. «Это моя последняя политическая победа, - сказал 73-летний Милош Земан, - но это означает, что это и мое последнее политическое поражение». «Мы не выиграли, но и не проиграли», - сказал Иржи Драгош.
Чехия остается расколотой на город и провинцию (большие города голосовали за Драгоша, провинция – за Земана, который называет это противостояние «пражское кафе против чешской пивной», и растущее между ними непонимание многие ставят в вину именно президенту), на евроскептиков (по результатам опросов всего лишь около 20% чехов довольны членством своей страны в Евросоюзе и почти 80% выступают против присоединения к еврозоне) и еврооптимистов, на сторонников «сильной руки» (они голосуют за дряхлеющего на глазах Земана) и либералов. Чехия расколота, но правительство будет формировать миллиардер Андрей Бабиш, давно сформировавший союз с Земаном. Кто-то кричит «Демократия в опасности!», кто-то кивает на Венгрию, Польшу и, кажется, уже примкнувшую к ним Австрию. Не только Европа фрагментируется, фрагментируются и составляющие ее страны.
Опубликовано 30.01.2018 (под заголовком «Пражское кафе против чешской пивной») в газете «СБ-Беларусь сегодня» (www.sb.by)
Комментариев (0)