Елена
Этот проект автора (Без железного занавеса)настолько сильный по...
Вопрос о том, доживет ли правительство Ангелы Меркель до своих 100 дней, возник неожиданно и возмутителем спокойствия стали не социал-демократы, бунт которых не многих бы удивил, а лидер «сестринской» (более 70 лет в одной консервативной коалиции) партии ХСС, министр внутренних дел Хорст Зеехофер. Именно от него исходит сегодня самая большая угроза правительству, которое даже пережив те самые 100 дней, выглядит не самым жизнеспособным. Социал-демократы, которых так долго уговаривали в правительство войти, когда началось противостояние Зеехофера и Меркель, над своей штаб-квартирой вместо партийного флага вывесили флаг ЕС и, поговаривают, начали готовиться к выборам. Досрочные выборы в такой ситуации вполне возможны, хотя для многих нежелательны. Но, кстати, выборы – не досрочные и общенациональные, а плановые и в Баварии – играют в этой истории не последнюю роль.
Хорст Зеехофер ведь не только и не столько министр внутренних дел, он еще и бывший премьер-министр Баварии и его партия ХСС – там правящая, и в октябре у нее выборы. Это важно.
Тут надо понимать, что весь сыр-бор разгорелся из-за разработанного Зеехофером Генерального плана по работе с беженцами. План состоит из 63 пунктов, и канцлер Меркель согласилась с 62 из них. Но несогласие всего по одному ввергло страну в новый политический кризис, но что это за пункт! Он говорит о том, что с границ Германии будут разворачивать тех мигрантов, которые не имеют документов или уже получили убежище в какой-либо из стран ЕС. Определение внутренней, как и внешней политики – прерогатива канцлера, напоминает Меркель. Границы – дело МВД, заявляет Зехофер и дает канцлеру две недели (если вам это напоминает ультиматум, то не напоминает – это он и есть) на общеевропейское решение проблемы.
Меркель срочно собирает «мини» саммит ЕС, приглашая на него 15 стран, которые пытаются за один день найти решение проблемы, которая не может разрешиться уже три года. Все согласны, что решать надо, что Италия и Греция несут неподъемную ношу, но как только дело доходит до соблюдения собственных интересов, солидарность перестает работать и общеевропейское решение проблемы не просматривается.
Зеехофер ждет, хотя у него на носу выборы. Три года назад основной поток мигрантов в Германию шел именно через Баварию, и сегодня ХСС если и не совсем сдает свои позиции, то выглядит существенно ослабленной. Впрочем, как и традиционные партии (причем не важно, с какой стороны политического спектра – справа, как ХДС и ХСС, или слева, как социал-демократы) по всей стране, которые уступают все большее политическое пространство крайне правой «Альтернативе для Германии». С момента, когда рассорился герр Зехофер с фрау Меркель, рейтинг ХДС упал до 31%, а АдГ поднялся до 16%. И это значит, что если завтра будут объявлены досрочные выборы, Меркель и компания не просто могут проиграть, а проиграть настолько, что будут не в состоянии сформировать коалиционное правительство. Это понимают все, и большинство политиков (за исключением разве что «Альтернативы») очень не хотели бы такого развития событий. Но если Меркель и Зеехофер не договорятся, то канцлеру своего министра придется отправить в отставку, а вслед за ним из правительства уйдут другие представители ХСС – правительство развалится.
Но даже и при таком сценарии, очень болезненном для и так уже сильно подорванной политической репутации фрау канцлерин, она может сохранить свой пост. Варианты, предусмотренные Конституцией, имеются: тут и формирование правительства меньшинства, и «техническое» правительство, которое, при согласии президента, может работать без поддержки Бундестага хоть до следующих выборов. Президент Франк-Вальтер Штайнмайер – не самый большой поклонник Меркель, и в других обстоятельствах, возможно, не упустил бы случая сыграть против нее, но в условиях, когда уход Меркель неизбежно означает приход крайне правых, он, пожалуй, сыграет на стороне фрау.
Опубликовано 29.06.2018 в «Народной газете» (https://www.sb.by/ng/)
Комментариев (0)