Правила преемственности

Основной вопрос завершившегося в четверг в Пекине пленума ЦК КПК – стабильность и как ее сохранить. Основной акцент – на «внутрипартийное строительство». Председатель КНР и Генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин получил новое звание – «стержневой лидер». Этот статус ввел в 1990 году Дэн Сяопин для обозначения Мао Цзэдуна, себя самого и для укрепления авторитета Цзян Цзэминя, ставшего Генеральным секретарем ЦК КПК после разгона демонстрации на площади Тяньаньмэнь в 1989 году и ареста своего предшественника Чжао Цзыяна. «Стержневой лидер» имеет абсолютный авторитет, его решения практически не обсуждаются. То, что этот статус оказался снова в ходу, указывает на то, что в Китае происходит централизация власти и идет борьба с внутрипартийной оппозицией, которая всегда была – и оппозиция, и борьба с ней.

Накануне пленума среди экспертов было немало споров о том, нарушит ли товарищ Си неписанное, но до сих пор строго соблюдавшееся правило «каждому руководителю не больше двух сроков». Очевидно, что провести все задуманные реформы до 2022 года, когда, по прежней логике, должна произойти смена лидеров страны, Си Цзиньпин не успевает. А, значит, может пойти на третий срок. Чтобы было бы для Китая потрясением. Скорее всего (однако никто не может быть уверен в этом наверняка: это же Китай, славный своими неожиданными решениями), правило «двух сроков» сохранится. На это намекает коммюнике по итогам пленума, говоря о том, что система коллективного руководства «должна всегда соблюдаться и не должна нарушаться никакой организацией или индивидуумом ни при каких обстоятельствах и ни под каким предлогом».

Все главные решения в Китае принимают семь членов Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, и это действительно коллективные решения. Кстати, одна из основных претензий, которая есть у товарищей по партии к своему генеральному секретарю: он меньше, чем предыдущие лидеры, прислушивается к коллективному мнению и склонен к авторитаризму. Образ мягкого «дядюшки Си», как его называют китайские СМИ – трогательный, но обманчивый. «Дядюшка» правит страной железной рукой. У него есть «китайская мечта» – о процветающей и сильной стране, активно участвующей в международных процессах. Международная активность – удовольствие не из дешевых, а времена двузначного роста ВВП прошли и, похоже, безвозвратно.  

На пленуме также был принят документ о внутрипартийном контроле, направленный на усиление антикоррупционной кампании, которую четыре года назад, едва вступив в должность, объявил Си Цзиньпин. С тех пор наказание понесли более миллиона чиновников, в тюрьме за три года оказались 1655 из них, включая фигуры ранее неприкасаемые – например, бывший член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Чжоу Юнакан, приговоренный к пожизненному заключению.   Но одно дело – наказать слишком зарвавшихся и совсем другое – искоренить проблему. Этого, как считают эксперты, так и не произошло. А вот на экономике сказалось самым неожиданным образом: многие регионы зафиксировали резкое снижение спроса на товары класса «люкс», которые частенько преподносились чиновникам в качестве взятки.

Нынешний пленум – важнейший этап подготовки к очередному съезду КПК, который пройдет в Пекине осенью 2017 года и на котором станет ясно, выбрал ли Си Цзиньпин преемника и сохранится ли традиция преемственности власти. Варианты возможны.



Комментариев (0)

    Оставить комментарий

    Вы комментируете как Гость.