Повторение пройденного

Пять лет назад мир скандировал «Я – Шарли!», кажется, впервые примерив на себя такую форму солидарности с расстрелянными исламистами людьми. Но расстрелянные были не просто людьми на улице, они были журналистами и художниками карикатуристами, работавшими в, как им казалось, тайном месте, а у главного редактора был даже персональный телохранитель. Потому что журналист, а уж тем более политический карикатурист в любое время и в любой стране – не самая безопасная профессия.

7 января 2015 года братья Саид и Шериф Куаши зашли в здание, где располагалась редакция сатирического журнала «Шарли Эбдо», и расстреляли 12 человек. На следующий день приятель младшего Куаши – не исключено, вдохновленный «подвигом» ударившихся в бега братьев – Амеди Кулибали расстрелял женщину полицейского, а 9 января совершил нападение на кошерный магазин и убил четырех человек. Другой мусульманин, уроженец Мали Лассана Батили, работал в этом магазине и спрятал в подсобке несколько человек, спасая их жизни. За этот поступок он получил гражданство Франции.

«Пророк отмщен!» – кричали братья Куаши, покидая редакцию. Дело в том, что «Шарли Эбдо» рискнула напечатать карикатуры на пророка Мохаммеда. Тогда художник издания Шарб (Стефан Шарбонье) защищал позицию журнала: «Я не обвиняю мусульман в том, что они не смеются над нашими рисунками. Я живу по французским законам, а не по законам Корана». Террористы расстреляли и Шарба, и его охранника.

Тогда в знак протеста на улицы Парижа вышли миллионы человек, а в первом ряду демонстрантов стояли президенты, премьер-министры и канцлеры. Картинка получилась впечатляющей, но даже такая демонстрация сплоченности не смогла остановить насилие: по Франции прокатилась волна исламистских атак. В итоге 250 человек убиты.

Террористы братья Куаши и Амед Кулибали тоже убиты в ходе полицейских рейдов. А герой Лассан Батили идет в суд – в качестве свидетеля. На скамье подсудимых – одиннадцать человек, еще троих судят заочно, хотя не уверены, что они живы: бежали в Сирию, чтобы сражаться на стороне ИГИЛ. За что судят?

По мнению суда, все обвиняемые имели отношение к нападению на редакцию «Шарли Эбдо»: их обвиняют в хранении оружия, членстве в террористической организации и финансировании терроризма. «Это люди, которые имели отношение к логистике, подготовке тех событий. Они предоставляли финансирование, расходные материалы, оружие и базу», – объясняет прокурор Парижа по антитеррористическим делам Жан-Франсуа Рикар. Слушания продлятся 49 дней, вердикт вынесет суд присяжных. С заседаний суда будет вестись прямая трансляция в интернете. Это решение во всех смыслах – исключительное: французские законы запрещают запись судебных процессов, делая лишь крайне редкие исключения для «очень важных процессов». Нынешний процесс – именно такой.

Как ожидается, в суде будут говорить и о связи между исламским экстремизмом и преступностью в районах, где проживают в основном мигранты. В деле около 200 пострадавших.

…А «Шарли Эбдо» выжил и продолжает выходить. Правда, редакция тщательно скрывает место своего расположения, а ее помещения строго охраняются. В день, когда начался суд, «Шарли» снова опубликовал на первой полосе карикатуры на пророка Мохаммеда с подписью: «Все это – из-за этого».

Опубликовано 8.09.2020 в газете «СБ. Беларусь сегодня» (www.sb.by)



Комментариев (0)

    Оставить комментарий

    Вы комментируете как Гость.