Погорел на плакатах

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан всегда был «трудным ребенком Евросоюза»: водил дружбу со «страшным и ужасным» Владимиром Путиным, получая взамен энергоносители по тарифам, позволявшим снижать цены на коммунальные услуги у себя в стране, что, в свою очередь, позволяло ему побеждать на выборах. При этом Венгрия неизменно голосовала за европейские санкции против России. Возможно, благодаря этому в Брюсселе и смотрели сквозь пальцы на эту дружбу. Орбану до сих пор сходили с рук его резко антимигрантские выпады – еще один лейтмотив его предвыборных кампаний после 2015 года. Но у европейских политиков они, конечно, вызывали раздражение. А когда к антимигрантскому «хору» присоединились Польша, Чехия и Словакия – и в унисон запела вся Вышеградская четверка – Брюссель возмутился. И что? И все.

Потом Виктор Орбан провел кампанию против своего благодетеля Джорджа Сороса. Это благодаря стипендии его «Открытого общества» он, харизматичный молодежный лидер, получил образование в Великобритании. Но Сорос и его структуры сегодня Орбану мешают – и вот Центрально-европейский университет изгнан из страны. В Брюсселе послышался гул неодобрения. И что? И голоса за исключение партии Орбана ФИДЕС из Европейской народной партии – зонтика, объединяющего правоцентристские европейские партии в Европарламенте. Христианско-демократический союз Ангелы Меркель (простите, теперь уже Аннегрет Крамп-Карренбауэр) тоже входит в ЕПП. Но после случая с Соросом ФИДЕС в Брюсселе только пожурили – и все. Потому что ЕПП не хочет потерять свою главенствующую роль в Европарламенте, где у нее крупнейшая фракция и, значит, право выдвигать из своих рядов кандидата, который гарантированно становится председателем Европейской комиссии. Именно так первым бюрократом Евросоюза стал Жан-Клод Юнкер. Власть – большая соблазнительница, поступиться ради нее политическими и демократическими принципами на самом деле не так и сложно.

Виктор Орбан – хороший политический игрок, он знает свои позиции в Брюсселе, и знает границы – те пресловутые «красные линии» - которые не стоит переступать. Но в этот раз что-то пошло не так. Возможно, он переоценил значение своей партии для ЕПП. Возможно, недооценил молодую прыть Мартина Вебера, который намерен сменить уходящего Юнкера на его посту (и в этом стремлении его поддерживает уходящая Ангела Меркель). Возможно, недооценил то, что традиционные партии перегруппируются и готовятся дать серьезный бой на предстоящих в мае выборах в Европарламент. В общем, когда в феврале вся Венгрия оказалась заклеена (на деньги налогоплательщиков, и это особенно возмутило Брюссель, считающий деньги в своем и чужом кармане) плакатами, с которых смотрел не один «враг народа» Сорос, как раньше, а вместе с Юнкером, семь партий, входящих в состав ЕПП выступили с инициативой исключить ФИДЕС из своей компании. Тем более что сейчас это уже не так принципиально, как могло быть несколькими годами ранее – Юнкер все равно уходит, новые выборы на носу, и шансы у партий, входящих в ЕПП, не слишком хороши в любом случае.

Новый Европарламент будет в любом случае другим – однозначно более популистским, однозначно более правым, однозначно более расколотым. Старину Юнкера многие будут вспоминать с нотками ностальгии по «старым добрым временам», даже если правдой о тех временах будет только – они прошли, и их не воротишь: «старые».

Мартин Вебер прилетел в Будапешт, поговорил с Виктором Орбаном, потребовал публичных извинений и снятия плакатов. Поговорили «конструктивно», но проблем не решили. Жана-Клода Юнкера с плакатов уберут 15 марта – как и планировалось изначально, сказал пресс-секретарь правительства Золтан Ковач. И добавил, что «решение людей Венгрии для нас важнее, чем партийная дисциплина». Так что плакаты останутся, просто теперь на них рядом с ненавистным Орбану Соросом будет другой еврочиновник – Франс Тимммерманс. 20 марта коллегия ЕПП рассмотрит вопрос об исключении ФИДЕС из организации. Хватит ли у них духу?

Опубликовано в «Народной газете»



Комментариев (0)

    Оставить комментарий

    Вы комментируете как Гость.