Елена Кошкина
Ну вот... Только что увидела фотографию. У вас, по-моему, совершенно...
Рождественские ярмарки в Германии – одна из самых любимых традиций года. Приближение к такой ярмарке вы чувствуете по сгущающемуся аромату глинтвейна, смешанному с запахом обязательного блюда любой германской ярмарки – сосисок. Радость безделья разлита в воздухе, предвкушение праздников заставляет совершать приятные безумства: тратить деньги на рождественские украшения, скупать имбирные пряники и снова и снова наполнять свою кружку глинтвейном, пробуя все новые его сорта (особенность этого года – глинтвейн из белого вина). Рождественские ярмарки особенно многолюдны по вечерам, когда работники спешат из офисов не домой, а именно сюда: выпить глинтвейна, закусить сосиской, поговорить о жизни и планах на праздники. Играет музыка, кружат карусели, сверкают елки – предвкушение праздника… Так было столетиями и казалось, так будет всегда: в Германии любят освященные веками традиции. А где не любят?
Германские рождественские ярмарки в этом году не смутились даже после информации о том, что исламисты готовят в Европе теракты на Рождество. Германские рождественские ярмарки не поежились после ряда убийств и изнасилований, совершенных в этом году беженцами: вздохнули и удовлетворились тем, что команда Ангелы Меркель очевидно стала закручивать гайки, ужесточая законодательство в отношении мигрантов. А пару дней назад все германские СМИ торжественно отрапортовали: первая группа афганских беженцев депортирована на родину! Под аккомпанемент протестов афганцев и немцев чартерным рейсом в Кабул отправили 34 человека: Германия признала Афганистан страной, безопасной для проживания. Да и соседний Пакистан тоже. Но большинство беженцев, въехавших из Афганистана и Пакистана, остаются в Германии. И, как доказывает теракт на рождественской ярмарке в Берлине, далеко не все из них бегут от войны и горя (тем более, по новой немецкой позиции, никакой войны и горя в Афганистане и Пакистане нет – одна безопасность и демократия), многие приносят горе с собой. В момент написания этого материала берлинская полиция еще не подтвердила национальную принадлежность водителя грузовика, врезавшегося в толпу на ярмарке в Берлине, убившего 12 и ранившего 48 человек. Известно, что он несколько раз меня имена и национальность, называясь то афганцем, то пакистанцем. В Германию пришел «Балканским маршрутом» в феврале 2016 года (или в самом конце 2015-го) и уже был известен полиции из-за нескольких мелких правонарушений. Жил в крупнейшем в Берлине общежитии для беженцев, устроенном в ангаре бывшего аэропорта Темпельхоф. Спецподразделение полиции ночью штурмом взяло это общежитие.
…Узнав о теракте в Берлине, я сразу начала разыскивать свою подругу- коллегу, там работающую. «Со мной все в порядке, – докладывает она. – Ехали мимо этой ярмарки, хотели остаться, да что-то заленились, поехали домой». Лень спасительная, невесело шутим мы. А потом она добавляет: «А вообще я удивляюсь, что ничего подобного не произошло раньше». Испытав облегчение оттого, что с подругой все в порядке, я подумала о дежавю, которое накрыло меня и – уверена! – многих других. Мы это все уже видели: в Ницце, когда грузовик врезался в толпу, собравшуюся посмотреть салют в честь Дня взятия Бастилии, и убил 84 человека. Преступники намеренно выбирают символические дни и места? Или просто пользуются любой возможностью убить побольше людей? А еще я, только что вернувшаяся с рождественской ярмарки в чудном немецком городке Бамберге, подумала о том, что ярмарка на берлинской Брайтшайдплатц была отличной мишенью. Хотя бы потому, что с двух сторон ее окружают крупные транспортные артерии и, значит, к ней можно подъехать на фуре. В том же Бамберге, Нюрнберге (крупнейшая в Германии рождественская ярмарка) или Дрездене к ярмарке на грузовике так просто не подберешься: кругом старый город с узкими извилистыми улочками. В Бамберге, кстати, как и раньше в Нюрнберге, было ощущение, что ярмарки эти никто не охраняет: полиции не видно. С одной стороны, ярмарок так много, что их охрана потребовала бы значительных ресурсов. С другой: а как же угрозы о терактах на Рождество? Полиция и все, кто призван обеспечивать безопасность граждан на массовых мероприятиях, очевидно со своей задачей не справились. В утешение им можно сказать, что Германия в этом смысле не первая и не последняя не справившаяся страна. Но вот только в Германии выражение «справиться» несет иной, более глубокий и куда более политический подтекст. В 2015 году канцлер ФРГ Ангела Меркель объявила о своей «виллькоммен» политике, открыла двери для беженцев всех мастей и заверила испугавшихся было граждан: «Мы справимся!». Хотела как лучше, а получилось…
Вчера, вся в черном, фрау канцлерин заявила: «Мы не хотим отказываться от рождественских ярмарок, не хотим жить в страхе. Мы хотим жить свободно и открыто». Прекрасное желание. Но осуществимое ли?
Опубликовано 21.12.2016 в газете «СБ-Беларусь сегодня» (www.sb.by)
Теракты в Германии
Совершенные
Февраль 2016
Пятнадцатилетняя девушка марокканского происхождения ударила полицейского кухонным ножом в горло на железнодорожном вокзале в Ганновере при проверке документов. Полицейский получил тяжелые ранения.
Июль 2016
18 июля 17-летний беженец из Афганистана напал с топором и ножом на пассажиров пригородного поезда недалеко от Вюрцбурга. Четверо пассажиров получили тяжелые ранения. В ходе задержания преступник был застрелен. «Исламское государство» (ИГ) взяло на себя ответственность за этот теракт.
24 июля 27-летний сириец подорвал себя в центре баварского города Ансбах во время музыкального фестиваля. 15 человек получили ранения, преступник погиб. В распространенном через интернет видео он называл себя членом ИГ и говорил о планируемом теракте.
Предотвращенные
Апрель 2015
Полиция земли Гессен арестовала супружескую пару, которая, как предполагается, планировала теракт. Целью должна была стать международная велогонка, которую в итоге отменили. В подвале дома подозреваемых обнаружили взрывное устройство. В январе 2016 года мужчина предстал перед судом по обвинению в планировании «акта насилия, угрожающего безопасности государства». Следствие в отношении его жены прекращено.
Февраль 2016
Полиция провела серию задержаний в нескольких федеральных землях. По версии следствия, четверо подозреваемых планировали собраться в Берлине для подготовки теракта. Двоих задержанных – супружескую пару алжирцев, проживавших в земле Северный Рейн-Вестфалия, спецслужбы Алжира разыскивали по подозрению в причастности к деятельности ИГ.
Май 2016
Арестованы трое сирийцев, которые, по данным немецких властей, планировали террористическую атаку в Дюссельдорфе. Их планы раскрыл четвертый подельник, сдавшийся французским полицейским. Два смертника должны были подорвать себя в центре города, еще двое террористов – расстреливать прохожих. В отношении двух сирийцев полиция усматривала связи с ИГ, один из сообщников сотрудничал с «Фронтом ан-Нусра».
Август 2016
В земле Северный Рейн-Вестфалия задержали троих человек по подозрению в планировании теракта во время одной из игр немецкого футбольного чемпионата. Тогда же в соседней земле Рейнланд-Пфальц арестовали предполагаемого члена ИГ, который тоже мог готовить теракт к началу сезона немецкой бундеслиги.
Октябрь 2016
Произошло самое громкое задержание беженца, подозреваемого в подготовке теракта. После неудачной попытки ареста и активного розыска сириец Джабер аль-Бакр был пойман в Лейпциге. Его подозревали в подготовке террористической атаки на территории ФРГ и связях с ИГ. В его нашли около полутора килограмм мощной взрывчатки. Полиция арестовала также двух подельников аль-Бакра, но сам он через несколько дней после ареста повесился в своей камере.
В июле министр юстиции Хайко Маас рассказал, что прокуратура Германии расследует «почти 120 дел против 180 лиц, подозреваемых в членстве или в поддержке террористической группировки», в первую очередь – «Исламского государства».
Комментариев (0)