LezoidusRA
Это хороший сайт
После американской атаки, направленной против технологического гиганта Huawei, эксперты и аналитики задаются вопросом: чем ответит Китай? Сходятся в том, что самым болезненным ударом для США стал бы запрет на экспорт редкоземельных металлов, в котором Китай является почти монополистом: 95% всех, которые используются в мире, приходят именно отсюда. Оборонное ведомство США от этих поставок зависит на 80%. В каждом (каждом!) виде современных вооружений есть компоненты с такими металлами. Для подводной лодки класса «Вирджиния» нужно более 4 тонн, для самолета F-35 – около 417 кг, предупреждало исследование Конгресса еще в 2013 году. Доклад 2018 года для Белого дома приводит другой пример. Ранее в США производили неодимовые магниты (их используют в головках самонаводящихся ракет), сегодня почти все они закупаются в Китае, а в США не производятся. Так что прекращение таких поставок действительно стало бы ощутимым ударом. Но нанесет ли его Китай?
Может показаться, что он уже начал это делать: в мае экспорт редкоземельных металлов снизился на 16%. В мае же председатель КНР Си Цзиньпин посетил шахту, занимающуюся их добычей, и тогда практически все наблюдатели – что в Китае, что в мире – расценили этот визит как знак: у нас есть серьезный козырь в торговой войне. Но если им решат воспользоваться, то делать это придется с большой осторожностью. Потому что опыт такой уже имеется: в 2010 году, в разгар конфликта вокруг островов Дяоюйдао (в японском варианте – Сенкаку) в Восточно-китайском море, Китай прекратил поставки редкоземельных металлов в Японию.
В порядке короткого ликбеза: редкоземельные металлы это 17 элементов периодической таблицы Менделеева, без которых современный мир трудно представить. Смартфоны, телевизоры, фото и видеокамеры, лампочки, электромобили и турбины для ветряных электростанций – для производства их всех нужны эти самые металлы. Поэтому когда Китай остановил их экспорт в Японию, вздрогнула не только она: если в мире есть монополист, он может воспользоваться своим положением в любой момент. Чем та история закончилась? Тем, что японцы научились производить все то же самое, только с меньшим количеством редкоземельных металлов (нет предела совершенству, подгоняемому нуждой), а в других странах с разведанными запасами их добычу интенсифицировали. В результате мировая доля Китая в поставках снизилась со 100% до 70%. Хотя цена тогда, конечно, выросла – но лишь временно.
Главный вопрос с редкоземельными металлами даже не в их добыче, а в обработке до состояния, пригодного для применения. И вот тут у Поднебесной почти джек-пот: редкоземельные магниты (в том числе и те, что используются в самонаводящихся ракетах), например, производятся только в двух странах – Китае и Японии. Но если Китай прекратит поставки, Япония с повышенным спросом не справится. Американцы такую возможность предусмотрели, и склады пополнили – но не готовыми изделиями, а необработанной рудой.
Редкоземельные металлы есть не только у Китая. Как утверждают авторы геологического исследования из США, в мире около 120 млн. тонн доказанных залежей, 44 из которых в Китае, 22 – в Бразилии, 18 – в России. Запасы есть также в Австралии, Индии и США. Проблема с этими металлами не столько в том, что они редки, а в побочных эффектах добычи и производства: это токсичные и радиоактивные отходы, крайне вредные для человека и окружающей среды. Китай на такие производства дает разрешения охотнее и легче, чем другие страны.
О важности владения запасами и технологиями производства редкоземельных металлов еще десятилетия назад говорил архитектор китайских реформ Дэн Сяопин: мол, у Ближнего Востока есть нефть, а у нас – редкоземельные металлы. Но выиграет ли Китай, если запретит их экспорт в США? Вряд ли. Скорее, подорвет репутацию надежного поставщика. А потому вряд ли на это пойдет. Но сама такая возможность способна изменить всю область, связанную с добычей и производством этих полезных ископаемых.
Опубликовано 14.06.2019 в «Народной газете» (https://www.sb.by/ng/)
Комментариев (0)