Хорошая компания на будущее

На днях Международный валютный фонд (МВФ) пересмотрел свой прогноз экономического развития в этом году. Пересмотрел в сторону улучшения: мировой ВВП упадет «всего» на 4.4%. Ранее МВФ предсказывал падение на 4.9%. Сейчас каждые полпункта вверх – радость. Причина нынешнего оптимизма: лучший, чем предполагал МВФ, рост во втором квартале и сильный третий квартал. Но обольщаться все же не стоит: за исключением Китая и Вьетнама, отрицательный экономический рост покажут 170 стран мира. Прогнозы сейчас, конечно, дело крайне сложное, хотя, видите, случается, что и благодарное: это когда пересматривать нужно в сторону оптимизма. Оптимизм – то, чего нам всем сейчас очень не хватает.

Аналитики, эксперты, футурологи и даже предсказатели дружно взялись за работу: анализируют, подмечают тренды, выдают прогнозы. Исполнительный декан Института финансовых исследований «Чунъян» Китайского народного университета Ван Вэнь в статье для Валдайского клуба говорит о том, что вызванный эпидемией коронавируса экономический кризис свидетельствует: компании оказываются сильнее государств. И будущее, возможно, за ними.

Международная структура власти становится все более фрагментированной и разбивается на регионы. Эпоха глобализации с доминированием отдельных стран, похоже, подошла к концу: ни G7, ни даже ее куда более широкий собрат G20 вряд ли смогут доминировать в международном формате. Глобальные авторитеты размываются и разрушаются, международная сеть становится все более сложной и запутанной. Теперь важную роль играют не только мировые державы, но и региональные лидеры, а в дополнение к ним международные и неправительственные организации, финансовые учреждения, лидеры общественного мнения (да, и блогеры туда же), аналитические центры и СМИ. А еще – транснациональные корпорации, роль которых в период кризиса и возросла, и изменилась.

Рыночная стоимость компании Apple по состоянию на 17 сентября этого года составила 1.9 трлн. долларов, что на 210% (только вообразите!) больше, чем в 2019 году. Рыночная стоимость Microsoft – 1.55 трлн. долларов, на 165% больше, чем в прошлом году. И эта тенденция роста в обозримом будущем сохранится. Пока государства фиксируют экономический спад, сталкиваются с политическими трудностями, а в некоторых случаях и с социальным хаосом, компании развиваются и даже процветают. Компании оказались куда более устойчивыми к кризису, чем государства. И это не то чтобы большая новость: в мире есть как минимум три компании, история которых насчитывает более тысячи лет, и несколько десятков с историей в столетия. Сколько вы знаете государств, история которых насчитывает тысячу лет? (Прошу при этом не путать территорию и политическую историю конкретной страны на этой территории). То-то и оно. И хотя компании возникли позже государств, сегодня экономическая мощь некоторых из них вполне сопоставима с мощью отдельных государств.

В мире при этом продолжается политическая фрагментация. Когда в 1945 году была образована ООН, в нее входило 51 государство, сегодня их там 192. И, похоже, национальное разделение – это мировой политический тренд, который возник даже не сегодня. Вспомните СССР, Югославию и Чехословакию, Эфиопию и Эритрею, Судан и Южный Судан. Из недавних и незавершенных (то ли пока, то ли просто незавершенных) примеров – стремление Каталонии отделиться от Испании, а Шотландии – от Великобритании,

Так что компании будут становится сильнее, а государства – все более раздробленными, в том числе внутренним несогласием. Уже сейчас существуют компании с рыночной стоимостью более 2 трлн. долларов США (для сравнения: ВВП Беларуси в 2019 году составил 59 млрд. долларов). Значит, со временем крупные компании смогут контролировать малые, а, может быть, и средние страны. Хороших компаний много, хорошо управляемых государств куда меньше. И компании быстрее и лучше приспосабливаются к меняющимся условиям, чем государства. Так за кем будущее? 

Опубликовано в «Народной газете» (www.sb.by/ng)



Комментариев (0)

    Оставить комментарий

    Вы комментируете как Гость.