Елена
После прочтения этой статьи пишу себе заметку;побывать в Музее истории...
22 января в немецком городе Ахене канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон подпишут новый договор о сотрудничестве. Место выбрано знаковое: Ахен был резиденцией короля франков Карла Великого, здесь короновались императоры Священной Римской империи германской нации. Город был то французским, то немецким – лучшего места для демонстрации все более крепкой дружбы между Францией и Германией не сыскать. В Ахене, где похоронен Карл Великий, ежегодно вручается премия его имени – за вклад в объединение Европы. В 2008 году ее лауреатом стала Ангела Меркель, а в 2018-м – Эммануэль Макрон.
Первый послевоенный договор о сотрудничестве – Елисейский – Германия и Франция подписали в 1963 году, закрепив послевоенное примирение. В 1988 году Гельмут Коль и Франсуа Миттеран его дополнили, учредив несколько специализированных совместных советов. И вот – новый этап близости. В Париже комментируют: «Этот договор будет опираться на Елисейский договор 1963 года для достижения новой цели — более тесного сближения Франции и Германии и подготовки двух стран к вызовам, с которыми они сталкиваются». Любопытно, что вызовы, с которыми «они сталкиваются» сегодня, похожи на те, которые были в 1963-м: и тогда, и сейчас Франция желает, чтобы ЕС был более автономным. Тогда Шарль де Голль не слишком хотел видеть Великобританию в объединенной Европе, а сейчас она оттуда выходит. И тогда, и сейчас США играют большую – слишком большую, по мнению многих – роль в жизни ЕС и не стесняются давить на партнеров.
В договоре, который подпишут Меркель и Макрон, будет не много конкретики, но больше намерений. Тоже веяние времени: сегодня о политиках все чаще судят именно по намерениям. Меркель и Макрон чувствуют себя в своих странах не слишком комфортно: фрау канцлерин уходит через два года, но это может случиться раньше – и она, и товарищи по партии, и партнеры по коалиции это знают. Макрон предлагает протестующим третий месяц «Желтым жилетам» общенациональную дискуссию, а они требуют отставки правительства. Европейский фронт мог бы стать для «хромающих» лидеров победным, но вряд ли станет. Вице-премьер итальянского правительства Маттео Сальвини в Варшаве объявил о «европейской весне»: «Поскольку в Европе много лет доминирует франко-германская ось, нам необходимо новое соотношение сил, новая энергия… Польша и Италия станут героями этой новой европейской весны, этого возрождения реальных европейских ценностей». Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан объявил крестовый поход против Макрона (оговорившись: ничего личного, но принципиально разный подход к мигрантам). У Венгрии с Польшей давняя дружба и понимание, несмотря на то, что Ярослав Качиньский – русофоб, а Орбан, как и Сальвини, дружит с Путиным. Есть и другое, более существенное противоречие, которое может помешать Риму и Варшаве противостоять франко-германской оси: Сальвини выступает за то, чтобы прибывающие в Италию мигранты распределялись по всем странам ЕС, а Польша отказывается принимать кого-либо из них на своей территории.
Возможна ли «европейская весна» по римско-варшавскому сценарию, узнаем, когда начнут формироваться коалиции для майских выборов в Европарламент. Сегодня партия Качиньского «Право и справедливость» (ПиС) входит в группу «Европейские консерваторы и реформисты». Но из-за выхода Великобритании из ЕС эта группа требует притока новой крови – так почему бы ею не стать «Лиге» Сальвини? Сегодня у нее в Европарламенте шесть депутатов, входящих в группу «Европа наций и свобод». Согласно опросам, проведенным порталом Politico, у кандидатов от ПиС и «Лиги» на предстоящих выборах хорошие шансы: первые могут получить 24 мандата, вторые – до 27.
Но чтобы изменить Европу, одной Польши Сальвини мало. Он намерен привлечь под свои знамена австрийских, голландских, французских и шведских ультраправых – с тем, чтобы получить в Европарламенте 140 мест. И если это ему удастся, Европа действительно может стать другой.
Опубликовано в "Народной газете" (https://www.sb.by/ng/)
Комментариев (0)