Татьяна
Мне тоже в детстве говорили: билет в кино- вон стоит в углу.
«Запад побеждает!», – торжественно заявляет с трибуны Госсекретарь Майк Помпео и призывает Европу не пускать на свою территорию китайские технологии и «Северный поток-2». В ответ Европа в лице президента Франции Эммануэля Макрона говорит, что, несмотря на близость, интересы и США и Европы во многих сферах разные, и что нужно усиливать европейскую оборону.
В «китайском вопросе» это особенно бросилось в глаза: США давят на европейских партнеров, а те отмалчиваются. Видно, что хотят жить по-своему, и видно, что не совсем знают как. Макрон говорит о «суверенитете Европы», но, как ни удивительно, над получением этого суверенитета придется поработать. И хватит ли у Европы на это сил – вопрос. Раньше только Россию обвиняли в том, что она «раскалывает Европу». Про США такое вслух вряд ли скажут, но они именно этим и занимаются. Вот, например, Майк Помпео заявляет, что его страна выделяет 1 млрд. долларов для инициативы «Трех морей». Эти деньги должны в основном пойти на «обеспечение энергетической независимости Европы». И если это увязать с острой критикой «Северного потока-2» – критикой, на которую Германия в этом году ответила молчанием, хотя в прошлом году здесь, в Мюнхене, Ангела Меркель по этому вопросу оборонялась стойко – то становится понятно: если Европа не способна за себя постоять, она станет объектом для сражений других.
Но все же главной – и, судя по реакциям, для большинства присутствующих неожиданной – темой стала холодная война США с Китаем. Я уже писала об этом по ходу конференции, подробности можно найти на сайте «СБ». На все нападки недипломатично до резкости ответил министр иностранных дел Китая Ван И: «Я даже не хочу тратить время, реагируя на все вещи, которые они сказали. В принципе, все эти обвинения против Китая ложь». И по поводу «Беззападности»: «Западу необходимо отказаться от подсознательной веры в превосходство своей цивилизации и отказаться от предрассудков и опасений в отношении Китая». Совет хороший, но вряд ли выполнимый.
Хотя на самом деле Мюнхенская конференция пытается делать именно это – отказываться от предрассудков и опасений. Вот, например, генеральный директор ВОЗ Тедрос Аданом Гебреисус призывает: «Солидарность, не стигма!», и снова: «Солидарность, не стигма!». Это он снова про Китай, на этот раз в связи с коронавирусом. И даже Майк Помео и министр обороны Марк Эспер в этой связи смягчаются и рассказывают о том, что отправляют Китаю помощью для борьбы с эпидемией. Но не стоит обольщаться.
Как не стоит обольщаться по поводу того, что на одной сцене удалось свести президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Для Мюнхена это, конечно, премьера, но в рамках Совета глав государств СНГ они встречаются. Дискуссия называлась «Обновление по Нагорному Карабаху», но в ее ходе выяснилось, что никакого «обновления» не предвидится: обе стороны крепко стоят на своих позициях, и уступать не намерены. Хотя Алиев и Пашинян (у которого, кстати, сын в силах самообороны в Карабахе) и обменялись коротким рукопожатием в конце дискуссии.
Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей отметил, что уровень конфронтации на конференции в этом году, если не считать антикитайского настроения американской делегации, «немножко снизился. Мне кажется, что дискуссии не были такими конфронтационными, как это было раньше. Сейчас в основном дискуссии были посвящены роли Европы в развивающемся миропорядке, перспективам развития трансатлантического сотрудничества. Особенно у президента Макрона прозвучало, что Европе нужно выработать свою стратегию для того, чтобы остаться в будущем в роли стратегического игрока».
Сможет ли Европа таким игроком остаться? Поговорим об этом в Мюнхене в следующем году.
Опубликовано 18.02.2020 в газете «СБ. Беларусь сегодня» (www.sb.by)
Комментариев (0)