Демография диктует будущее

Часто ли вы думаете о будущем? Не о том, куда поехать в отпуск ближайшим летом или в какой вуз пойдет ваш ребенок через пять лет, а о глобальном общеевропейском будущем, которое случится лет этак через 35, например? Недавно опубликовали результат демографических исследований и прогнозов. Звучит неутешительно: в 2050 году население Земли составит 9.7 млрд. человек (сейчас – 7.3 млрд.), африканцев (2.5 млрд.) будет почти в три с половиной раза больше, чем европейцев (707 млн.). Для сравнения: в 1950 году европейцев было почти в два раз больше, чем африканцев. Проектируемые изменения вас не удивят, когда вы узнаете, что на одну женщину в Европе приходится менее двух детей (1.6, как утверждает статистика), а в Африке – почти пять (4.7). 

Демография меняет мир – пусть медленно, но зато верно. Рост населения замедляется: в ХХ веке население Земли увеличилось почти в четыре раза, а в ближайшие 35 лет прирастет только на треть. Но изменения коснутся всех. Европе пора привыкать к своей второстепенной роли, а христианству приспосабливаться к новым условиям сосуществования с исламом: это самая быстрорастущая религия в мире. Как утверждают эксперты Pew Research Center, к 2050 году мусульман в мире будет почти 2.8 млрд. человек (30%), христиан – 2.9 млрд. (31%). Такая ситуация в мировой истории случится впервые. А если тренд сохранится, то ислам станет главной религией мира (по числу последователей) к 2070 году. Во Франции и Великобритании христиан будет меньше половины уже к 2050 году. Понятия меньшинства и большинства изменятся, и это будет касаться не только религии.

Одной из главных особенностей наступившего столетия (уверена, что вы уже заметили эту тенденцию) будет старение. Сегодня людей в возрасте старше 60 лет 12.3% от мирового населения, к 2050 году их будет 21.5% – пятая часть, и впервые в истории человечества количество таких людей будет больше, чем детей до 14 лет. В Японии доля пожилых составит 53%, в Германии – 51%, в Китае – 50% и 42% в США. В Китае этого сценария боятся, говоря, что население постареет раньше, чем разбогатеет. А с учетом того, что традиционно не государство, а молодое поколение заботится о старшем, дети могут не вынести этой ноши. Сейчас их называют «маленькими императорами», говорят, что об одном ребенке заботятся аж шесть взрослых (родители и бабушки с дедушками), но ведь это все изменится, и выросшему ребенку придется заботиться о шестерых взрослых, которые будут жить долго (хотя необязательно счастливо). Для борьбы со старением населения Китай уже внес изменения в политику ограничения рождаемости,  разрешив всем без исключения семейным парам рожать как минимум двоих детей вместо одного. В результате в 2016 году в Китае родилось на 11.5% (18.5 млн.) детей больше, чем за год до этого, причем 45% новорожденных были вторым ребенком в семье. Но праздновать победу рано: увеличение оказалось куда меньше, чем ожидала Комиссия по планированию рождаемости. Годы пропаганды «достаточно одного» сыграли свою роль, но важнее то, что китайцы хотят жить лучше, а для многих (и, кстати, не только в Китае) «жить лучше» и «иметь меньше детей» – синонимы. Сегодня уровень рождаемости в Китае – самый низкий в мире: 1.05.

Средний возраст землян в 2050 году будет 36 лет, сегодня – 30. Поэтому когда в прошлом году премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, защищая свою антимигрансткую позицию, говорил, что у него вызывает большое подозрение количество молодых мужчин, ищущих убежище в Германии, и что, возможно, Германия в них, в отличие от Венгрии, нуждается, был прав: Германия действительно нуждается в молодых и крепких. А вот пол не так важен: рабочие руки важнее. Рабочих рук нужного возраста к 2050 году больше всего будет в Индии, Нигерии, Египте, ЮАР и Кении. Европа, в этих руках нуждающаяся уже сейчас, будет становиться все более цветной и мусульманской – это естественный тренд. Более толерантной? На это я бы ставить не стала. По крайней мере, сейчас.

Надежду стареющей Европе на сохранение своей идентичности (может, через 35 лет сюда никто и не захочет приезжать?) дают коммуникации, развитие компьютерных технологий и все более высокий уровень образования в развивающихся странах. Посмотрите на Китай: за 30 лет стране удалось не только вывести сотни миллионов своих граждан из бедности, но также повысить уровень образования и жизни своих граждан до невиданных ранее высот. И это тот пример, которым вдохновляются сегодня страны в Азии и Африке. Как утверждает Всемирный банк, с 2000 года 1 млрд. населения Земли вышел из состояния экстремальной бедности. Хотя разница между бедными и богатыми остается вопиющей: как утверждает глобальная компания Oxfam в своем докладе, выпущенном накануне Всемирного экономического форума в Давосе, восемь миллиардеров владеют состоянием, превышающем состояние 3.6 млрд. беднейших людей планеты. Как мне кажется, политикам в Европе, США и других регионах, не нужно удивляться росту популизма: достаточно вспомнить об этой вопиющей диспропорции.

Другой урок, который можно извлечь из китайского опыта: значение дешевой рабочей силы. Потому что китайское экономические чудо во многом стало возможно благодаря именно ей. Пока сотни миллионов жили в ужасающей бедности, они были готовы работать за копейки. Теперь ситуация в Китае изменилась: рабочая сила дорожает, фабрики закрываются из-за того, что себестоимость произведенной на них продукции не выдерживает конкуренции с продукцией, произведенной в более бедных (пока) Бангладеше, Камбодже и Вьетнаме. Поэтому многие китайские бизнесмены строят свои фабрики в южной Азии и Африке. У них большой опыт, и они кое-что понимают в демографии.

Сейчас изменения происходят чаще и быстрее, и мир, в котором мы живем сегодня, очень отличается от мира, который был 20 лет назад, и еще больше – от мира, в котором мы будем жить через 20 лет. Никакому живому существу еще не удавалось выжить при столь быстрых изменениях. Мы будем первыми. Если, конечно, выживем.

Опубликовано 8.02.2017 в газете «СБ-Беларусь сегодня» (www.sb.by)



Комментариев (0)

    Оставить комментарий

    Вы комментируете как Гость.