Татьяна
Мне тоже в детстве говорили: билет в кино- вон стоит в углу.
Ну, а теперь за работу. Германия, парализованная на 171 день переговорами по формированию правительства, возвращается к обязанностям «надсмотрщика Европы».
Ангела Меркель, прошедшая длинный пусть от «девочки Коля» до «матушки» (mutter, как ее называют немцы), сумела сделать то, что удавалось только двум мужчинам выдающихся способностей – Конраду Аденауэру и Гельмуту Колю: стать канцлером ФРГ в четвертый раз. Вероятнее всего, последний. И не факт, что она добудет его до конца. Фрау канцлерин ослаблена, и политические соперники этим воспользуются. Вернее, пользуются уже сейчас. А Меркель думает о преемнике. Или преемнице: пол, как доказала она сама, не имеет принципиального значения. А вот возраст – имеет.
Самой Меркель 63 года, в ее новом правительстве только один министр старше – 68-летний Хорст Зеехофер, бывший руководитель Баварии, ставший министром внутренних дел. Он долго критиковал фрау за «Мы справимся!»: Бавария, ставшая главными воротами для потока мигрантов, не справлялась. Теперь критик Меркель, сторонник жесткой линии, обещавший увеличить количество депортаций Зеехофер будет справляться с главной угрозой консерваторам: партией «Альтернатива для Германии». Будет давить на патриотизм и гордость своей страной – до самого недавнего времени делать на этом акцент считалось дурным тоном. Но теперь это нужно для политического выживания – Зеехофера, Меркель, их партий и их правительства.
С этой же угрозой – правым популизмом, который принес «Альтернативе» шокирующие 13% на последних выборах в Бундестаг, причем за счет снижения поддержки ХДС, ХСС и СДПГ – будут бороться молодые и новые лица в правительстве и партиях.
Средний возраст членов правительства Меркель снизился с 54 до 49 лет. Авторитетных ветеранов – Вольфганга Шойбле (министр финансов, 76), Томаса де Мезьера (министр внутренних дел, 64) и Германа Грёэ (министр здравоохранения, 56) – в правительстве нет. Зато есть «молодежь»: Франциска Гиффи (министр по делам молодежи, семьи и женщин, 40), Йенс Шпан (министр здравоохранения, 37), Аня Карличек (министр образования, 46), Юлия Клекнер (министр сельского хозяйства, 45). Любопытно, что средний возраст членов ХДС/ХСС и СДПНГ 60 лет. И такой возрастной разрыв между партийцами и министрами говорит о том, что перед нами будущее германской политики. Меркель уйдет, они останутся. Так что один из самых интересных вопросов – а когда она уйдет?
Многие эксперты сходятся во мнении, что добыть четырехлетний срок на посту канцлера ей не удастся. Нынешний коалиционный договор дался канцлеру с большим трудом. Пришлось пойти на серьезные уступки партнерам, причем не только социал-демократам, но и «сестринской» партии ХСС из Баварии. Влиятельный пост министра финансов – в руках СДПГ. Или другой пример. У Меркель и Зеехофера со времени начала миграционного кризиса серьезные противоречия, но он стал министром внутренних дел вместо ближайшего соратника де Мезьера, а это говорит о многом. О прагматизме фрау в том числе.
Ох уж этот знаменитый Меркелевский прагматизм! Когда решения принимаются на основании сухих цифр, расчетов и социологических опросов. Человека за канцлером не видно, об этом немцы давно говорят. Но, может, это на самом деле и к лучшему, думают. Вот проявилось человеческое («слишком человеческое», - сказал бы немец Ницше) в политике «Мы справимся!», так последствия Меркель и ее партия до сих пор расхлебывают.
Рождение «Большой коалиции» было трудным, и работа ее будет нелегкой. Нельзя исключать, говорят эксперты, что через два года, в середине срока, СДПГ инициирует рассмотрение промежуточных итогов сотрудничества. Если они будут признаны неудовлетворительными (не для Германии, а для целей, которые ставит перед собой СДПГ), то не исключены досрочные выборы. Ангела Меркель и ее ХДС/ХСС будут делать все возможное, чтобы такого сценария избежать. А вот удастся ли им это – увидим. Германская политика перестает быть скучной, запасаемся попкорном.
Опубликовано 16.03.2018 в «Народной газете» (https://www.sb.by/ng/)
Комментариев (0)