Главная

Эту новогоднюю сказку я написала несколько лет назад для своего крестного сына, пытаясь рассказать об одной из самых впечатляющих (и громких!) традиций празднования китайского нового года.

 

Ночью в горах холодно и немного страшно: то веточка хрустнет, то камень покатится, а то и зверь какой завоет. Оглядываешься – кажется, подобрался этот страшный зверь совсем близко, вот горят его маленькие глазки ужасным красноватым светом, встретишься взглядом – и все: кинется, схватит и унесет к себе в пещеру на забаву своим детенышам. И не будет пути обратно: поиграют с тобой детеныши, а потом и скушают, не подавятся. Так что лучше не оглядываться – вдруг пройдет зверь стороной, не учует человеческого запаха? Нужно сесть поближе к потрескивающему бамбуковому костру, укутаться в овечью шерсть да прижаться к дедушке Лао – он все здесь знает: каких зверей нужно бояться, а какие сами от нас убегут.

Вот и настало это сказочное время – предновогоднее: суета, праздничные хлопоты и дорога домой. Что, забыли? Новый год на носу! Змея вползает в каждый китайский дом. Так что – праздничные хлопоты и дорога домой. Причем дорога домой – вещь обязательная, но часто пугающая. Если вы молодой человек (и уж тем более если девушка), и возраст ваш ближе к 30-ти, чем к 20-ти – готовьтесь к расспросам, больше напоминающим допросы. Сцены с пытками из фильмов про Джемса Бонда и прочих разведчиков кажутся молодым людям детским лепетом по сравнению с крепкими родственными объятиями.

Неожиданным бестселлером в Китае стал труд французского мыслителя Алексиса де Токвилля, написанный в далеком 1856 году – «Старый режим и революция». Настоятельная рекомендация читать эту книгу пришла с самого верха, сегодня, говорят чиновники, очень важно понять причины французской революции – а случилась она от того, что народ перестал верить и доверять власти. «Говорило же правительство взбунтовавшемуся народу, – вдохновенно говорит один чиновник, – что нет в Бастилии политзаключенных, а народ правительству уже категорически не верил. Бастилию захватили, политзаключенных там действительно не оказалось, но революцию уже было не остановить». Китайцы с большим удивлением обнаруживают множество параллелей.

06/ 02

Послания вышивкой

Задолго до того, как 8 Марта было объявлено Днем всемирной солидарности трудящихся женщин, представительницы национальности яо в китайской провинции Хунань своеобразно боролись за свои права и защищали свой внутренний мир: они создали собственную письменность, которая впоследствии получила название нюшу (nushu) – женское письмо. На протяжении веков мужчины даже не догадывались о его существовании. Сегодня нюшу считается одним из древнейших языков в мире и единственной на всем земном шаре женской письменностью.

В Пекин я приехала жить. Пусть не навсегда, но надолго. И как ни готовилась к этому опыту, много раз повторяя, что в этой стране все значительно отличается от того, к чему я привыкла, поначалу все шокировало и привыкание было нелегким. Я написала книгу в стремлении рассказать о том, что за удивительная страна – Китай, в которой так причудливо переплетаются традиции и современность, очевидное и невероятное. Я не претендую на научную глубину, эти страницы – мое видение окружающего, мой Китай, который я познаю и который люблю. 

Часть 1. Традиционный Китай

1.5. Магия чисел.

Китайская нумерология и значение каждой цифры от 1 до 10.

 

Мы часто не понимаем (а потому и не воспринимаем) Китай потому, что смотрим на него со своей точки зрения, забывая старую мудрую истину: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Нам так удобнее – и мозги напрягать не надо: куда проще думать, что если что-то устроено не так, как у нас, значит – устроено неправильно. Но Китай никогда не был похож на Европу – и никогда не будет. И если мы хотим его понять, исходить нужно из китайских условий, а не из наших желаний.

«Пекиноведение» – проект, посвященный столице Поднебесной. Здесь я постараюсь рассказать о Пекине все, что я о нем знаю (ну, или почти все – потому что и сам город, и информация о нем меняются так быстро, что не за всеми изменениями можно уследить): самые красивые и вкусные места, достопримечательности и исторические личности, проспекты и переулки, театры и рынки. Познавайте Пекин вместе со мной!

 История Пекина с древности до наших дней

Сластолюбие – грех. Удовлетворенное сластолюбие государственных мужей – чаще всего, коррупция. Самое сексуальное в мужчине – власть (как иначе можно объяснить безумие немецких женщин, мечтавших родить ребенка от Гитлера?). И мозги. И деньги, конечно. Все остальное – вторично. Обладающие властью мужчины могут обладать большим (а иногда и любым) количеством женщин – чаще всего женщины сами к этому стремятся, привлеченные обаянием должностей. В Китае, с недавних пор ведущем непримиримую (по крайней мере, так здесь заявляют) борьбу с коррупцией, это обнаружили с большим неудовольствием. Страну чуть не каждый день сотрясают секс-скандалы – ну кто мог подумать, что некоторые члены партии в быту настолько не скромны?