Когда художник выпускает свое «дитя» – произведение или высказывание – к людям, он не знает, какая судьба его ждет – и произведение, и художника. Когда я работала над книгой «Феномен Валентина Елизарьева», читала много статей, выходивших после премьер его балетов. И обнаружила, что балет «Спартак» назывался «подарком советским олимпийцам». Но когда я спросила хореографа, ставил ли он свой балет к Олимпиаде-80, он очень удивился: «Нет». И сказал что-то не слишком приятное в адрес журналистов, которые могут любое событие интерпретировать так, что автор не узнает. Времена советской прессы, которая в каждом «Спартаке» видела идеологию, а в Кармен – борца с социальной несправедливостью, прошли, но любовь к интерпретациям осталась. И это знаем не только мы с Елизарьевым, но и Джоан Роулинг, которую не приглашают на юбилей фильмов, созданных по ее книгам. А все из-за пришедшей в Европу из США «культуры отмены», когда остракизму подвергают недостаточно «прогрессивных» людей и организации, причем кто недостаточно «прогрессивен» решает меньшинство – как правило, агрессивное.